КАК СДЕЛАТЬ МОДЕЛЬ АВТОМОБИЛЯ

С ПНЕВМОДВИГАТЕЛЕМ

Как сделать модель автомобиля. Для начала несколько слов о самом пневмодвигателе. Как видно из рисунка, по схеме он мало отличается от модельного двигателя внутреннего сгорания с кривошипно-шатунным механизмом. В его передней и задней частях располагаются два золотника—впускной и выпускной. Когда поршень оказывается в нижней мертвой точке, открывается впускной золотник, сжатый воздух поступает через него в кривошипную камеру и давит снизу на поршень.

Поршень начинает двигаться, и когда проходит 2/3 своего хода, впускной золотник закрывается, и он продолжает движение за счет расширения сжатого воздуха. После прохождения верхней мертвой точки открывается выпускной золотник, и поршень, двигаясь к верхней мертвой точке, выдавливает через него отработанный воздух.

Более подробно о пневмодвигателе, его конструкции, деталях и технологии изготовления можно узнать из статьи «В воздухе — пневмолет» (см. «Моделист-конструктор» № 10 за 2000 год). Сама же модель автомобиля состоит из баллона для сжатого воздуха, в качестве которого используется полуторалитровая пластиковая бутылка из-под газированной воды внешним диаметром около 80 мм, дюралюминиевой рамы, стеклопластикового обтекателя передней части модели, трансмиссии из пары конических шестерен и передней ведущей оси и четырех колес.

Начинать работу следует с подбора подходящей емкости для сжатого воздуха — потребуется, по меньшей мере, две совершенно одинаковые бутылки: одна для самого баллона и другая для выклейки по ней обтекателя передней части модели. В утолщенной задней части бутылки-баллона необходимо просверлить отверстие и вставить в него велосипедный вентиль с золотником, рассчитанным на использование автомобильного насоса.

На переднюю часть бутылки-баллона наворачивается двигатель — получается своего рода силовой блок. Силовой блок закрепляется на раме, вырезанной и согнутой из листового дюралюминия толщиной 4 мм — в передней части рамы для этого предусмотрен стыковочный кронштейн.

Передача вращения от двигателя на переднюю ведущую ось осуществляется с помощью конических шестерен — передаточное число пары равно 1. Колеса модели автомобиля диаметром около 120 мм подбираются от подходящей детской игрушки. Желательно, чтобы они были с резиновыми шинами. Обтекатель передней части модели автомобиля выклеивается из эпоксидной смолы и стеклоткани по болвану, сделанному с использованием бутылки-близнеца той, что выбрана в качестве баллона.

Для этого бутылка с помощью пенопласта доводится до нужной формы, после чего болван шпаклюется пластилином и оклеивается на эпоксидном связующем тремя—четырьмя слоями стеклоткани. После полимеризации оболочка снимается с болвана, вышкуривается и подшпаклевывается, в нижней ее части делается вырез в соответствии с формой рамы, после чего обтекатель окрашивается автоэмалью подходящего цвета.

Далее на модели закрепляется защитный козырек из прозрачного пластика и головка «гонщика-пилота» в шлеме. Запускать модель автоиобтля можно как на корде длиной 5—8 м, так и без него на любой спортивной площадке в «неуправляемом» режиме. При наличии нескольких таких моделей можно устраивать гонки на длину пробега, на скорость прохождения мерного участка и на точность попадания в размеченные на трассе ворота.

(Автор: И.ТЕРЕХОВ)

Геометрическая
		    схема модели автомобиля
		    с пневматическим
		    двигателем

Геометрическая схема модели автомобиля с пневматическим двигателем

 Рама модели автомобиля

Рама модели автомобиля: 1 — основание (дюралюминий, лист s4); 2 — стыковочный кронштейн силового блока (дюралюминий, лист s4); 3 — болты МЗ (4 шт.)

Конструкция модели автомобиля

Конструкция модели автомобиля: 1 — заправочный штуцер (велосипедный вентиль с золотником); 2— резиновая шайба; 3 — баллон для сжатого воздуха (пластиковая бутылка емкостью 1,5 л); 4,15 — гайки М5; 5— задняя полуось (сталь, шпилька М5); 6— рама (дюралюминий, лист s4); 7,12 — колеса (от детской игрушки); 8 — обтекатель (выклейка из стеклоткани и эпоксидной смолы); 9— болты МЗ с гайками; 10 — стыковочный кронштейн силового блока (дюралюминий, лист s4); 11 — передняя ось (сталь «серебрянка», шпилька М5); 13 — пневмодвигатель; 14,16 — конические шестерни главной передачи (i = 1); 17 — крепление ведомой шестерни (цилиндрический штифт диаметром 1,5); 18— крепление ведущей шестерни (гайка М5); 19—головка «гонщика-пилота» (пенопласт); 20— козырек (прозрачный пластик)

Пневматический двигатель рабочим объемом 3 см3: 1 — винт МЗ крепления задней стенки; 2 — коленвал-золотник (сталь, пруток диаметром 25); 3— шайба (сталь); 4 — корпус двигателя (Д16Т или АК4-1Т); 5 — шатун (Д16Т); 6 — поршень (Д16Т или АК4-1Т); 7 — задняя стенка (Д16Т или АК4-1Т); 8 — золотник (сталь); 9 — прокладка (фторопласт или твердая резина); 10 — палец кривошипа («серебрянка» 50ХФА); 11 — шайба (фторопласт или текстолит); 12 — элемент шарнира (подшипниковый шарик диаметром 5,5)

Модели автомобилей