КОРДОВАЯ АВТОМОДЕЛЬ КЛАССА «РАЛЛИ»
КОПИЯ АВТОМОБИЛЯ «СКОРПИОН»

Описание прототипа автомобиля Лянча Бета «Скорпион»

В «М-К» № 4 за 1583 год рассказывалось о кордовой автомодели-копии класса «ралли»,(прочитать об этой кордовой автомодели можно здесь ) разработанной под руководством Е. Воронина. Предложенная конструкция оказалась настолько простой и надежной, что построенная по опубликованным чертежам микро-кШкода» служит не первый год, неизменно показывая устойчиво высокие результаты.

Особенно хочется отметить оригинальный и опять же чрезвычайно простой по схеме и исполнению автомат регулирования (удержания заданной) скорости. На соревнованиях нам не раз приходилось изумляться тому, что многие отказались от применения этого автомата исключительно из-за его упрощенности! Рассуждая так, соперники устанавливали классические карбюраторные регуляторы и... проигрывали нашим кружковцам!

А ведь простота — далеко не всегда синоним «детского» подхода к задаче. Зачастую это признак истинно инженерного решения! На базе микро-Шкоды спроектирована и построена новая модель «ралли» Это копия легкового двухместного автомобиля Лянча Бета «Скорпион». Трехлетняя эксплуатация предыдущей микромашины позволила усовершенствовать некоторые узлы. О таких доработках — сегодняшний рассказ.

КОНСТРУКЦИЯ АВТОМОДЕЛИ

В отличие от «Шкоды» копия «Скорпиона» с самого начала была задумана максимально допустимой массы — до 2 кг. Тяжелая модель позволяла добиться более стабильного хода и, главное, повысить надежность сцепления резины колес с дорожкой. Последний фактор определяет проскальзывание и, соответственно, точность удержания заданной скорости.

(Дюралюминий на продольных лонжеронах рамы шасси заменили сталью, причем использовали стандартные профили-уголки 20X20 мм. Иной стала система крепления шасси в кузове — всего на двух винтах. Теперь весь ходовой узел можно снять с модели за считанные минуты (это нередко приходится делать в перерывах между попытками).

Привод на задние колеса заставил увеличить жесткость передней оси. Фактически она абсолютно жесткая, и модель устойчиво «держит» дорожку даже без демпферов подвески: сил, подкидывающих носовую часть, попросту не возникает. Надежнее стала и «обувь» модели. На «Шкоде», несмотря на массивность материала шины, снаружи и изнутри от ступицы наблюдалось отслоение резины.

Ну а на этой модели отслоение исключено даже при некачественном выполнении наварки: «гребенка» ступицы здесь «изрешечена» отверстиями диаметром 0,8 - 1 мм. Поскольку мотоустановка переместилась назад, значительно облегчился доступ к регулировочным элементам двигателя. На него поставлен винт контрпоршня от микромотора КМД-2,5. Дело в том, что штатный, не имеющий фиксации, отворачивался — и режим работы менялся. От КМД взят и жиклер.

Он куда более надежен и устойчив к вибрациям, обладает лучшей герметичностью, что важно при подаче топлива под давлением. Нижние резьбовые гнезда картера «Темпа» использованы для монтажа пластинчатой стальной шпоры и закрывающего снизу мотоустановку щитка. Последний выполняет одновременно две функции: предотвращает выброс продуктов выхлопа в направлении дорожки (в соответствии с требования- I ми правил) и предохраняет карбюратор от грязи и песка.

Автоматы остановки и регулирования скорости полностью повторяют конструкции этих механизмов на «Шкоде». Кордовая планка выходит из-под кузова, немного изгибаясь вверх. Хотя это противоречит рекомендациям, жесткость системы подвески на корде нельзя считать безусловно необходимой. В ряде случаев даже выгоднее заранее планировать движение модели в режиме «мотоцикла» — на двух колесах.

При изготовлении кузова полностью повторен метод, предложенный в статье Е. Воронина. Лишь линия разъема выклеек из-за особенностей прототипа перенесена выше. Масштаб копирования 1 : 12, как и у «Шкоды». После окончания работы над моделью ее взвешивают и запас по массе ликвидируют установкой дополнительных грузов. Основной «лишний вес» сконцентрирован над двигателем и плотно прижат к картеру. Смысл решения легко понять, если учесть, как влияют вибрации недобалансированного мотора на сцепление с дорожкой, особенно у моделей с «прямой передачей».

Этот совершенно неожиданный для многих спортсменов и пока мало оцененный ими фактор (впервые в практике автомоделизма о нем упоминается в «М-К» № 11 за 1986 год - так же прочитать статью об этой автомодели можно здесь) определяет во многом как скорость микромашины, так и постоянство результатов в классе «ралли». Проверив балансировку «Темпа», нетрудно заметить: при горизонтальном положении цилиндра он выгоднее даже, чем КМД! А дополнительно снизить уровень колебаний «вибростенда» можно, увеличив мессу мотоустановки.

Уже готовый «Скорпион» полностью разбирают, неразъемные винтовые соединения промазывают эпоксидным клеем и модель собирают окончательно. Под головки винтов разъемных стыков под вкладывают разрезные шайбы. Полезно анодировать в черный цвет рубашку цилиндра, что сделает его совершенно незаметным на черно-матовом фоне задка кузова.

(Автор: Н. НИКОЛАЕВ)

  Автомодель  класса  ралли

Автомодель класса «ралли»: 1 — нижняя часть выклейки кузова, 2 — кронштейн навески шасси, 3 — лента стыка частей кузова, 4 — верхняя часть выклейки кузова, 5 — перемычка лонжеронов, 6 — держатель передней оси, 7 — лонжерон, 8 — имитация руля, 9 — имитация сиденья, 30 — игла жиклера, 11 — задняя перемычка лонжеронов, она же груз, 12 — двигатель «Темп-2», 13 — пластинчатая шпора, 14 — трубка питания двигателя, 15 — щиток, 16 — трубка разгерметизации бака (в нормальном положении пережата усом автомата остановки), 17 — трубка наддува бака (соединяется с картером двигателя), 18 — топливный бак, 19 — шпилька фиксации оси в распорной трубке, 20 — распорная трубка, 21 — передняя ось, 22 — переднее колесо, 23 — дополнительный груз, 24 — диск тормозного устройства автомата удержания скорости, 25 — хвостовая перемычка лонжеронов, она же фланец крепления шасси на кузове, 26 — кордовая планка, 27 — резиновый вкладыш. Устройства остановки и удержания заданной скорости условно не показаны.

Модели автомобилей