КОРДОВАЯ АВТОМОДЕЛЬ КЛАССА «РАЛЛИ» КОПИЯ АВТОМОБИЛЯ «ШКОДА»

Занимаются у меня в кружке уже второй год двое семиклассников. Как и все остальные, начали они с резиномоторных контурных автомоделей. По тому, с каким упорством неумелыми еще руками они вытачивали детали, с каким азартом запускали первые свои микроавтомобильчики, стало ясно — будет из ребят толк. Вскоре они построили из наборов и простейшие гоночные модели с двигателями внутреннего сгорания.

Постепенно становились умелыми их руки, ребята научились обращаться с различными материалами, стали чувствовать, чего не хватает работающему микромоторчику и как его отладить, чтобы гоночная «со свистом» промчала всю дистанцию по дорожке кордодрома. Как-то заговорили мы с ними, чем бы хотелось заниматься дальше. Ребята, а тот раз ни на чем не остановились. А буквально через неделю появилась у них... тайна!

Смотрю, стали бывать редко, забегают только, чтобы спросить новую литературу по моделизму. Наконец, сияя от переполнявшей их гордости, принесли только что законченные «секретные чертежи». Это была машина, предназначенная для автомодельных соревнований в классе ралли. Про себя я подумал: «Молодцы, схватились к за сложнейшие конструкции модных гоночных и не за копии, правильно оценили свои силы».

Действительно, ралли — как раз для таких. Класс доступный, нет немыслимых сложностей чемпионатных моделей, да и, поставив даже серийный «Темп», можно добиться отличных результатов на соревнованиях. Начали мы вместе разбираться в эскизах. Сразу же внимание привлекла какая-то скоба с пружиной и совсем уж непривычный диск рядом со ступицей одного из ведущих колес. Когда ребята объяснили, что это такое, понял, что по изобретательности им можно поставить пять с плюсом. Устройство оказалось автоматом для выдерживания скорости, заявленной спортсменом перед заездом своего микроавтомобиля.

Интересной оказалась и компоновка модели — с приводом на передние колеса. Двигатель при этом легко вписался в кузов: в довольно маленьком его объеме полностью спряталась оребренная головка. Но в чертежах что-то все же было не так. Оказалось, дело в диаметре колес. Глаз привык уже к стандартному, «темповскому», а здесь чуть ли не в полтора раза меньше. Увеличивать же их нельзя — «пропуском» на соревнования служит результат обмера автомодели.

Длина, ширина, база, колея и диаметры колес прототипа, разделенные на масштабное число, не должны отличаться более чем на 5% от размеров модели. Ребята, правильно выбрав простую мотоустановку (редуктор лишь усложнил бы модель и уменьшил ее надежность! с хорошо держащим режим длинноходным дизелем, не учли одного: судейская коллегия имеет право установить минимальную скорость заезда в 110 км/ч.

И это значит, что модель надо рассчитывать на такую или же чуть большую. Конечно, конструктор вправе заявить и двухсоткилометровый режим, но это не в его интересах: с ростом скорости существенно увеличиваются погрешности ее выдерживания. Кроме того, «Темпу» не по силам раскрутить столь малые колеса до оборотов, соответствующих скорости в 119 км/ч. Правильное решение нашли сами же ребята: увеличили размеры машины, взяв другой масштаб. Оптимальным оказался М 1:12 относительно натуры.

Автомодель выходила крупнее, чем те, к которым мы привыкли, зато «нормальный» диаметр колес позволял при 15000 об/мин получить скорость 120 км/ч, что и было нужно. Пугал только кажущийся непомерно большим, хотя и хорошо обтекаемый, кузов. Пришлось мне засесть за учебники аэродинамики. Оказалось, переход на новый масштаб дает потерю мощности из-за увеличенного сопротивления воздуха всего 0,02 п. с!

Итак, совместными усилиями неказистые эскизы превратились в рабочие чертежи. Теперь можно браться и за инструменты. Для рамы мы подобрали два дюралюминиевых уголка 20X15 мм. На них укреплялись все узлы автомобиля. Автомат остановки почти такой же, как на модели, о которой рассказывалось в «Моделисте-конструкторе» №11 за 1982 год (прочитать от этой модели автомобиля вы можете здесь). Бачок установили на резиновых трубчатых втулках.

С ними меньше вероятность сбоя режима двигателя из-за образовавшейся от вибрации пены. Резинки демпфируют колебания, и топливо идет к карбюратору без пузырьков воздуха. Для устойчивости режима использовали и наддув бачка давлением, отбираемым из картера двигателя. При такой системе питания мотор совсем не чувствует изменений уровня горючего и модель ровно проходит заданное число кругов. Когда шасси было готово, принялись за кузов.

Сначала я думал было, что мальчишки, горя желанием поскорее запустить машину, не станут устанавливать прозрачные «стекла». Конечно, просто обозначив их на кузове краской, они сэкономили бы сипы и время. Но друзья, посовещавшись, решили — пусть их модель будет «как настоящая». Потом, на соревнованиях, они с удовлетворением сравнивали свою «Шкоду» с машинами соперников. Друзья не поленились даже вырезать фигурку водителя.

Времени это заняло не так много, зато внешний вид маленькой «Шкоды» оказался действительно отличным. Ее кузов — стеклопластиковый. Чтобы ребята поменьше контактировали с «эпоксидкой», я посоветовал им воспользоваться простым способом изготовления матрицы. Сначала по шаблонам был вырезан из парафина точный макет кузова.

Затем, зная, что пластилин плавится при более низкой температуре, чем парафин, ребята сняли отпечатки с верхней, потом с нижней половин макета, конечно, давая разогретому пластилину как следует застыть. В такой форме они и выклеили скорлупки из стеклоткани (хотя можно взять и обычную тонкую ткань), пропитанной смолой. Вышкуренный и окрашенный кузов держится на раме на винтах: два из них впереди, место для третьего — около задней оси.

Несколько слов об автомате скорости. Основное условие его эффективной работы — максимальная допускаемая конструкцией длина пружины. При большой ее длине даже незначительное увеличение скорости сверх заданной сразу же заставит возросшую центробежную сипу прижать груз рычага и резинку к диску тормоза. Пружину друзья подбирали во время пробных заездов так, чтобы автомат срабатывал лишь после подхода мотора к максимальным оборотам.

Для предотвращения ненужных колебаний рычага в раме заклепан штифт, ограничивающий отход резинки от диска до 1—1,5 мм. Точная регулировка скорости осуществляется с помощью перестановки кронштейна с вытянутым отверстием, на котором крепится второй конец натянутой пружины. В заключение хотелось бы немного познакомить моделистов с прототипом модели.

Кстати, он сослужил добрую службу и нашим трассовикам: небольшая низкая машинка отлично проходила замысловатую дистанцию, быстро разгонялась и тормозилась, случаи схода с трассы наблюдались лишь при очень грубом вождении.

(Автор: Е. ВОРОНИН, руководитель автомодельного кружка станции юных техников Тимирязевского района Москвы)

ОПИСАНИЕ АВОМОБИЛЯ ПРОТОТИТА «ШКОДА»

Первый чехословацкий автомобиль с задним расположением двигателя, предназначенный специально для участия в соревнованиях. При его конструировании большое внимание было уделено возможности использования узлов от серийных легковых машин этой фирмы. Шасси представляет собой плоскую коробчатую раму, сваренную из отштампованных из стального листа элементов. На вспомогательной paмe устанавливается двигатель с коробкой передач, а над сиденьями дуга безопасности.

Передний мост, а также система поворота колес такие жe, как на автомобиле «Шкода-110». Подвеска с витыми цилиндрическими пружинами, тормоза дисковые. Силовая установка серийная с двигателем от машины Ш110 Л «Ралли» выпуска 1971 г. Мотор четырехцилиндровый водяного охлаждения, с рабочим объемом 1107 см3. Максимальная мощность — 73 л. с. при степени сжатия 10,7 и 5250 об/мин. Автомобиль с этим двигателем развивает скорость до 180 км/ч. Задний мост также серийный, улучшены амортизаторы и пружины. Тормоза барабанного типа. Колеса имеют отлитые из магниевого сплава диски размером 5 1/2— 13".

Покрышки фирмы «Барум» (175 СР 13). Кузов двухместный стеклопластиковый, состоит из трех частей. Носовая — несъемная — имеет- открывающуюся (петли на передней кромке) крышку. Узкая лобовая панель капота может подниматься вместе с укрепленными на ней шестью фарами, управление уборкой и выпуском блока фар — из салона, привод электрический. Средняя часть — крыша салона с боковинами и лобовым стеклом — вместе с рулевой колонкой поднимается, обеспечивая удобную посадку.

Задняя часть кузова закрывает мотоотсек, может откидываться назад вверх. За задним остеклением салона установлены три горизонтальных прозрачных полосы из оргстекла. Салон отделен от мотоотсека двойной переборкой, защищающей от шума двигателя. Сиденья анатомического типа с подголовниками. На заднем торце кузова расположен ряд отверстий выпуска выхлопных газов, над ним — ряд круглых хвостовых огней, огней заднего хода и торможения. Огни поворота находятся сбоку от выхлопных отверстий, спереди — на носовых окончаниях боковых ребер передней части кузова.

Двухместный спортивный автомобиль «Шкода - супер спорт»

Рис. 1. Двухместный спортивный автомобиль «Шкода - супер спорт».

 Автомодель класса «ралли»

Р и с. 2. Автомодель класса «ралли»: I — лонжерон рамы, 2 — щека. 3 — распорная втулка, 4 — задняя ось, 5 — опорная гайка, 6. 12 — шипа, 7 — ступица, 8, 14 — затяжная гайка, 9 — топливный бак, 10 — резиновая втулка, 11 — кордовая планка, 13 — ступица ведущего колеса, 15 — двигатель Темп-2, 16 — тормозной диск, 17 — питающая трубка, 18 — трубка разгерметизации бака (мягкая резина), в нормальном положении пережата усом автомата остановки, 19 — ус автомата остановки. 20 — винт М4 (ось автомата скорости). 21 — трубка наддува бука (соединяется с картером двигателя), 22 —фигурка водителя, 23 — стенка жесткости кузова, 24 — кузов.

 Установка  автомата   регулирования скорости

Рис. 3. Установка автомата регулирования скорости.

Модели автомобилей