РАДИОУПРАВЛЯЕМАЯ АВТОМОДЕЛЬ КЛАССА F1 КОПИЯ ГОНОЧНОГО АВТОМОБИЛЯ «МАК ЛАРЕН М23»

(часть-1)

Радиоуправляемая гоночная автомодель «Мак Ларен М23 » часть -1

Радиоуправляемая гоночная автомодель «Мак Ларен М23» часть - 2

Чрезвычайно возросла популярность автомоделизма с появлением скоростных радиоуправляемых моделей. Это и понятно: одновременный старт сразу нескольких копий, изобилующая крутыми виражами трасса, напряженный азарт гонок — все это придало данному виду соревнований зрелищность, увлекательность, здоровый дух соперничества. В нашей стране культивируются в основном два класса таких автомоделей — F1 и F2.

Характерно, что класс F1 пользуется у спортсменов меньшей популярностью: модели гоночных автомобилей с открытыми колесами имеют кузов малого объема, в котором очень трудно разместить аппаратуру, механизмы управления, приемник, рулевые машинки, двигатель, редуктор, сцепление и другие узлы автомодели. Одна из основных проблем, с которой всегда приходится сталкиваться автомоделисту, — надежность защиты механизмов.

В отличие от авиамодели миниатюрному автомобилю приходится работать практически в тех же условиях, что и настоящему: влага, грязь, пыль существенно сокращают ресурс двигателя и прецизионных механизмов, приводят к выходу из строя дорогостоящей аппаратуры. Опасны и потеря путевой устойчивости на скользкой трассе, и столкновения с другими моделями в процессе гонки. Мы попытались учесть все эти факторы и создать автомодель не только красивую и развивающую хорошую скорость, но и обладающую повышенным ресурсом, надежную и удобную в эксплуатации. В качестве прототипа был выбран гоночный автомобиль «Мак Ларен М23», масштаб - 1:8.

Сразу оговоримся: конструкция модели еще далека от идеальной, недостатки у нее пока есть, но, как нам кажется, при ее разработке нами была выбрана правильная концепция, и при совершенствовании автомодели мы намерены придерживаться именно этого направления. Нашу автомодель можно назвать блочной, или модульной. Ее корпус «моноблок» состоит из стеклопластикового кузова (толщина оболочки — 1,5 мм) и дюралюминиевого поддона толщиной 2 мм.

Оболочка кузова и поддон соединяются несколькими винтами с резьбой МЗ, поэтому корпус представляет собой очень прочную и жесткую конструкцию. Кстати, многие спортсмены предпочитают делать на моделях легкосъемный верх, однако практика соревнований показывает, что устранение неисправностей и регулировка во время прохождения трассы в любом случае отбрасывает «гонщика» на одно из последних мест. Так что все-таки лучше иметь более надежный прочный и жесткий корпус. Наша модель оснащена упругим передним бампером, предохраняющим ее от повреждений при столкновениях.

Той же цели служит отбортовка по всему периметру стеклопластикового кузова. Помимо прочности, отбортовка герметизирует корпус, препятствует проникновению внутрь песка и влаги. Все шарнирные соединения системы управления — безлюфтовые с использованием пары «капрон — сталь». В систему управления входит так называемая противоударная качалка, имеющая фиксацию и автовозврат в нейтральное положение.

Конструктивно этот узел выполнен из Основания с конусной опорой и ответной части, стянутых пружиной. Аппаратура закреплена на поддоне модели. Спереди она отделена от полости корпуса поролоновой перегородкой, хорошо изолирующей от пыли и влаги. Между аппаратурой и моторным отсеком — теплозащитная перегородка из фанеры с поролоновым уплотнением по контуру. Выключатель бортового питания закреплен на поддоне и имеет выход наружу в удобном для эксплуатации месте. Штыревая антенна фиксируется в гнезде шариковым замком. Такой разъем достаточно прост, весьма надежен и позволяет оперативно подключать антенну.

Сам же штырь — из жесткой проволоки диаметром 0,8 мм. Антенное гнездо располагается на поддоне модели. Главная часть силового блока — двигатель, закрепленный винтами МЗ на двух продольных элементах подмоторной рамы. На них же установлены остальные детали и механизмы силового блока — задний мост с редуктором, тормозная система и центробежное сцепление. Задний мост на модели — закрытого типа. Он состоит из точеного корпуса, двух полуосей, дифференциала, редуктора и сцепления.

Все вместе это образует компактный, полностью закрытый блок. Такое решение основного узла модели обеспечило максимально возможный ресурс его работы, поскольку попадание внутрь абразивных частиц и влаги полностью исключается. Крепление задних колес на полуосях упрощенное, но в то же время оно обладает повышенной надежностью и удобством в эксплуатации, скажем, при замене колес, Шины колес — пустотелые, изготовлены они из сырой резины методом горячей вулканизации.

Протектор — так называемого «игольчатого» типа, с большим коэффициентом трения применительно к асфальтовому покрытию, нежели пористая резина. Особенно заметны преимущества такого протектора в случаях, когда трасса мокрая или грязная. Тормозная система автомодели — центрального типа, обладающая весьма плавной регулировкой, что немаловажно при выборе и отладке степени замедления. Тормозная тяга сблокирована с дросселем карбюратора, поэтому при определенном положении рулевой машинки (в режиме «малого газа») автоматически начинается подтормаживание.

Сцепление — центробежное, его регулировка обеспечивает неподвижное положение автомодели при малых оборотах двигателя. Проблема запуска двигателя решена просто. Известно, что на большинстве автомоделей с центробежным сцеплением приходится увеличивать диаметр маховика с тем, чтобы он внизу выступал за габариты поддона. Помимо того, что это значительно уменьшает и без того малый дорожный просвет, выходящий наружу маховик «засасывает» внутрь корпуса воду и песок, загрязняя моторный отсек.

К тому же для запуска в таком случае требуется механический или же электрический стартер — массивные и громоздкие устройства. Мы попытались избавиться от всех этих неудобств, введя в механизм привода обгонную муфту. При этом существенно упростился запуск двигателя: Для этого достаточно лишь прокатить микроавтомобиль по асфальту. Помимо всего прочего, обгонная муфта избавляет от излишнего наката при торможении, поскольку этот механизм срабатывает всегда, как только частота вращения вала двигателя становится ниже частоты вращения колес.

Запуск двигателя облегчается также принудительной подачей топлива, для чего предусмотрен миниатюрный насос с двумя шариковыми клапанами. «Подсос» устанавливается в разрыве питающей трубки, идущей от бака к карбюратору. При запуске двигателя достаточно несколько раз нажать на поршень насоса. При этом в картер двигателя поступит необходимая для запуска порция топлива. В остальных же режимах работы мотора топливо беспрепятственно проходит через насос. Модель проектировалась под калильный двигатель «Талка-2,5».

Охлаждение его — теплоизлучением, за счет отвода тепла от головки цилиндра радиатором с развитым оребрением. Обдув головки не предусмотрен. Двигатель оснащен глушителем, причем выхлопные газы выводятся за пределы модели. Топливный бак спаян из белой жести толщиной 0,2 мм. Внутри его располагаются переборки для пеногашения и замедления перетекания горючего при эволюциях модели. Заправочная трубка имеет большое проходное сечение — для ускорения заправки бака топливом.

Подача горючего к жиклеру карбюратора — давлением, отбираемым из точки максимального сечения глушителя. Передний мост состоит из двух блоков — правого и левого. К поддону он крепится через резиновые амортизаторы, играющие роль полужесткой подвески. Ступицы передних колес вращаются на шарикоподшипниках 5X13 мм, крепление ступицы винтом МЗ, ввернутым в ось. Подшипники хорошо защищены от попадания посторонних частиц с одной стороны буртиком, выточенным запело с осью, а с другой — декоративным резиновым колпаком.

Такой колпак плотно держится в колесе за счет трения, а при необходимости легко снимается. В нашем коллективе было сделано несколько таких микрогоночных под различные двигатели — «Талка-2,5», «Рос-си-2,5», «Ос Макс-3,5», а также под самодельные моторы с рабочим объемом 2,5 см3. Полная масса каждой составляла 2,6 кг, что является неплохим показателем для моделей класса F1.

Экспериментировали мы и с различной радиоаппаратурой — устанавливали «Вариопроп», «Супронар», «Новопроп», «Сигнал» и «Футаба». Результаты были приблизительно равноценными, правда, отечественная аппаратура дорабатывалась с целью уменьшения ее объема, поскольку в первоначальном виде она не вписывалась в малый объем корпуса модели.

(Автор: В. МИХЕДА. мастер спорта СССР)

Гоночный          автомобиль
«Мак Ларен М23», прототип радиоуправляемой автомодели.

Гоночный автомобиль «Мак Ларен М23», прототип радиоуправляемой автомодели.

Компоновка   радиоуправляемой   автомодели

Компоновка радиоуправляемой автомодели: 1— головка радиатора (В-95), 2 — воздушный фильтр (поролон), 3 — корпус воздушного фильтра (Д16Т), 4 — соединительная трубка (резина или силикон), 5 — корзина сцепления (сталь — калить или цементировать), 8 — ось сателлитов (сталь — калить), 7 — сателлит (сталь), 8 — ведущая шестерня главной передачи (сталь), В — подшипник оси ведущей шестерни и корзины сцепления (10X22), 10 — корпус подшипников корзины сцепления (Д16Т), 11 — распорная втулка подшипников корзины сцепления (сталь). 12 — тормозная колодка (Д16Т, ферродо), 13 — ролик обгонной муфты (сталь — калить или цементировать), 14 — кольцо маховика (сталь ХВГ — калить). 15 — маховик (Д16Т). 16 — подмоторная рама (Д16Т), 17 — выхлопная труба (силиконовая трубка). 18 — выхлопной штуцер глушителя (латунь), 19 — двигатель «Талка-2.5 см3», 20 — глушитель (Д16Т), 21 — теплоизоляционная перегородка (фанера), 22 — поддон (Д16Т S = 2 мм), 23 — поролоновый пыльник, 24 — наконечник тяги, 25 — тяга трапеции (ОВС диаметром 2 мм), 26 — выключатель бортового питания, 27 — глухие резьбовые втулки для крепления топливного бака (латунь), 28 — топливный бак (белая жесть S = 0,3...0,4 мм), 29 — противопенные перегородки (белая жесть S = 0,1...0,3 мм), 30 — заправочная трубка (латунь диаметром 6 Х0.25 мм), 31 — трубка отбора давления из глушителя в топливный бак (медь, латунь диаметром 3X0,5 мм), 32 — трубка питания двигателя, составная (медь, латунь, силикон диаметром 3X0,5 мм), 33 — топливный насос, 34 — корпус заднего моста (Д16Т), 35 — концевая часть выхлопной трубы (Д16Т. латунь диаметром 6x0.25 мм), 36 — корпус дифференциала (сталь), 37 — ведомая шестерня главной передачи (сталь ЗОХГСА), 38 — подшипники полуосей (10x22). 39 — полуось (сталь ЗОХГСА). 40 — кронштейн крепления выхлопной трубы к поддону (Д16Т). 41 — прижимная пружина тормозной колодки (проволока ОВС диаметром 0,8 мм), 42 — серьга привода тормозной колодки (капрон), 43 — привод тормозной колодки (сталь, Д16Т), 44 — дроссель карбюратора, 45 — бортовое питание (ЦНК 0.45А), 48 — место бортового приемника, 47 — стационарное гнездо штыревой антенны, 48 — тяга привода тормоза и дроссельной заслонки двигателя (ОВС диаметром 2 мм). 49 — рулевая машинка «тормоз-газ», 50 — рулевая машинка управления передними колесами, 51 — противоударная качалка (капрон), 52 — бампер (резина В-14), 53 — шкворень оси переднего колеса (сталь), 54 — втулки шкворня (капрон), 55 — рычаг подвески переднего колеса (Д16Т), 56 — чашки резиновых амортизаторов (Д16Т), 57 — гайка, 58 — винт крепления передней подвески, 59 — подушки-амортизаторы (резина В-14).

Модели автомобилей