КОРДОВАЯ ТРЕНИРОВОЧНАЯ АВТОМОДЕЛЬ – БАГГИ
КЛАССА «РАЛЛИ»

Технические требования к автомоделям этого класса не слишком обременительны даже для юного конструктора. Масштаб копии может быть выражен любым натуральным числом (кратным единице). Техническая комиссия допускает модель к соревнованиям, если ее длина, ширина, база и колея, а также диаметры колес отличаются от соответствующих размерений прототипа, отнесенных к масштабу, не более чем на 5 %.

Масса копии не должна превышать 2 кг. На модель разрешается устанавливать серийные компрессионные (дизельные) микродвигатели рабочим объемом не более 2,5 см3. Техническая комиссия не оценивает модель, но «пропуском» на кордодром служат качественная окраска и отделка, наличие основных элементов прототипа. Моделист обязан предъявить технической комиссии чертежи автомобиля, взятые из какого-либо официального источника (книга, журнал).

Оценка выступления спортсмена ведется по сумме результатов трех заездов, причем, если в одном из них модель получает «баранку», точно такой же будет и суммарная оценка трех попыток. Минимальная заказываемая скорость определяется судейской коллегией в пределах 60—110 км/ч. Сегодня мы знакомим вас с чертежами и описанием тренировочной кордовой модели автомобиля-багги, созданной во Дворце пионеров и школьников Первомайского района Москвы под руководством мастера спорта СССР Н. Н. Комарова.

Конструкция кордовой модели — полукопии автомобиля-багги — разработана на базе двигателя из набора «Темп», имеющего непосредственный привод на ведущие колеса. Рама выгнута из стального листа толщиной 1,5 мм. Ее поперечное сечение представляет собой швеллер. В передней части рамы четырьмя винтами закреплена дюралюминиевая бобышка со сквозным отверстием 0 6 мм — в него вставляется передняя ось, выточенная из стали ЗОХГСА.

Для крепления к раме двигателя «Темп» необходима проставив: ее можно согнуть из стального листа толщиной около 2,5 мм. Двигатель прикрепляется к проставив винтами МЗ, такими же винтами стыкуется и проставив с рамой. Кузов собран из панелей, выгнутых из оцинкованного кровельного железа. Предлагается следующая технология изготовления корпуса. Сначала из плотной бумаги (ватмана) необходимо вырезать все детали кузова и согнуть их таи, как это показано на рисунках.

Далее все элементы скрепляются булавками или клеем, в случае несогласований в их форме они подгоняются по месту — подрезаются или подклеиваются. Когда размеры панелей кузова не будут вызывать сомнений, контуры этих деталей переводятся на металл. Остается вырезать заготовки, согнуть их, сделать рифты и отбортовки — и кузов можно собирать. Сначала следует состыковать боковины с верхней панелью, затем припаять крылья и крышку капота. Готовый кузов тщательно зачищается, стыки и вмятины заравниваются припоем.

Теперь дело за дугами безопасности. Лучше всего выгнуть их из стальной проволоки диаметром 4—5 мм. После взаимной подгонки они соединяются пайкой. Чтобы установить дуги на кузове, в верхней панели засверливаются шесть отверстий. Далее дуги вставляются в них, приклепываются к боковинам, и места стыков опаиваются. Отверстие в передней части кузова декорируется решеткой — например, от транзисторного радиоприемника либо собранной из отрезков вязальных спиц. Топливный бак размером 25 X20 X 60 мм сделан из белой жести.

В него впаиваются три трубки — заправочная, дренажная и питания двигателя. Обратите внимание, что дренажная трубка почти не входит внутрь бака, а заправочная лишь на 1 мм не достает до его дна. Трубка питания расположена с правой стороны бака на уровне его дна. Крепление бака к модели — двумя резиновыми кольцами к четырем крючкам, расположенным на днище рамы.

«Кресло водителя» лучше всего аккуратно вырезать из пенопласта марки ПХВ и в несколько слоев окрасить эмалью черного или коричневого цвета. Рулевое колесо выгибается из стальной проволоки, спицы — из жести. Кордовую планку следует выпилить из стального листа толщиной около 2 мм. Ее ширина — 10—12 мм. На расстоянии 225—255 мм от плоскости симметрии модели в ней просверливается отверстие под карабин кордовой нити. Перед окончательным креплением планки следует определить расположение центра тяжести модели и закрепить планку так, чтобы ее ось совпадала с ним.

(Автор: И. СЕРЕЖКИН)

Тренировочная автомодель класса «ралли»

Рис. 1. Тренировочная автомодель класса «ралли»: 1 — боковая панель, 2 — капот, 3 — рулевое колесо, 4 — кресло, 5 — дуги безопасности, 6 — заправочная трубка, 7 — дренажная трубка, 8 — микродвигатель «Темп», 9 — колесо, 10 — трубка питания двигателя, 11 — топливный бак, 12 — резиновое кольцо, 13 — кордовая планка, 14 — рама, 15 — винт и гайка крепления кузова к рамс, 16 — крыло, 17 — верхняя панель.

Рама автомодели в сборе

Рис. 2. Рама автомодели в сборе: 1 — рама, 2 — винт крепления бобышки переднего моста, 3 — винт и гайка' крепления проставки, 4 — проставка, 5 — бобышка переднего моста, 6 — винт фиксации передней оси.

Рис. 3. Панели кузова (нумерация деталей соответствует позициям на рис. 1).

Модели автомобилей