КАК СДЕЛАТЬ КОРДОВУЮ ГОНОЧНУЮ МОДЕЛЬ АЭРОМОБИЛЯ ПОД ДВИГАТЕЛЬ ДП-03

Положение в моделизме как в одном из видов технического творчества сейчас бедственное, если не сказать — критическое. Существует реальная угроза, что моделизм на ближайшее время имеет шансы сохраниться лишь в узкоограниченном масштабе — как элитное хобби, которым на должном уровне будут заниматься лишь единицы настоящих фанатиков.

Например, в автомоделизме наряду с чисто экономическими факторами значительную негативную роль играет и непрерывное сокращение действующих кружков, и потеря кадров по-настоящему увлеченных руководителей, и как следствие этого — ликвидация даже зачатков интереса, особенно у школьников, к этому виду моделизма.

Помочь обрести второе дыхание оставшимся кружкам среднего и низкого уровня обеспеченности и призван предлагаемый материал-разработка. Обращаемся к руководителям: попытайтесь не отказываться от данной темы, посчитав ее утрированно упрощенной! В период, когда проблема обеспечения двигателями внутреннего сгорания приобрела сверх остроту, возможно, именно предлагаемый вариант «вертулы» поможет сохранить мальчишечьи коллективы автомоделистов. Итак, о новой разработке.

Основой ее является использование на гоночной автомодели с приводом от воздушного винта промышленного двигателя ДП-03, работающего от сжиженного углекислого газа. Созданный изначально для летающих моделей-игрушек, этот мотор необыкновенно легок по автомодельным меркам, прост как сам по себе, так и при обслуживании и при этом... очень маломощен.

Поэтому прежде, чем говорить о его возможности приводить в действие даже облегченные «вертулы», полезно просчитать, какие результаты могут быть получены с ним. Главными ограничениями технических характеристик ДП-03 являются мощность при максимальных оборотах и время работы от одного штатного бака. Первые величины, даже зная их, перевести в результаты заездов очень сложно. Поэтому воспользуемся другим методом.

Исходя из скорости вращения вала двигателя, приведенного в удовлетворительное техническое состояние и использующегося с укороченным штатным воздушным винтом, удастся хотя бы приблизительно оценить быстроходность модели. Исходные данные: 3600 об/мин с воздушным винтом диаметром 150—160 мм (исходный диаметр — 180 мм) при его шаге около 200 мм.

Простейший расчет дает скорость порядка 43 км/ч. Весьма неплохо, особенно с учетом реальной возможности запусков не только на открытых площадках, но и в школьных спортзалах! При данных режимах штатный бак с хорошим мотором дает время работы в пределах 15—20 с. Если мы теперь зададимся радиусом движения кордовой модели равным 5 метрам, то после прикидок станет ясно — на одной заправке микромашина окажется в состоянии пробежать от 5,8 до 7,7 круга.

Кстати, полезно знать, что проходимый путь соответственно равен 180—240 м. (А вдруг кто-то решится ввести новый подкласс автомоделей-прямоходов по типу резиномоторных?) Прикидочный расчет показывает — заниматься кордовыми на СО2 имеет смысл. Другое дело, что можно варьировать местные правила и технические требования к модели, изменять длину корд, допускать или не допускать к использованию баки увеличенного объема или самодельные воздушные винты.

В любом случае новое направление жизнеспособно. Что же касается самих моделей — во многом их схема и конструкция будут подчиняться тем же законам, что и у их «старших братьев» с двигателями внутреннего сгорания.

На первых порах хотелось предложить две основные схемы, повторяющие путь развития «вертул» классического типа. Первая — обычная автомобильная, с установкой двигателя на пилоне. Для нее характерны простота запуска на корде, устойчивость хода по хорошей дорожке, простота регулировки.

Модель кордового аэромобиля первой схемы благодаря надежности может использоваться и в качестве отладочного «стенда» при доработках и форсировании двигателей. Вторая модель кордового аэромобиля носит чисто спортивные признаки. Модели, созданные в соответствии с нею, проще по конструкции, легче, быстроходнее и... намного капризнее как в запуске, так и в регулировке. Из-за сравнительно большого

 Кордовая гоночная модель аэромобиля под двигатель ДП-03 на сжиженном углекислом газе

Кордовая гоночная модель аэромобиля под двигатель ДП-03 на сжиженном углекислом газе: 1 — колесо (ножевидное самодельное или от игрушек), 2— корпус (липовая рейка сечением 10Х 15 мм) 3 — доработанный воздушный винт от набора двигателя, 4 — двигатель ДП-03, 5 — змеевик, 6 — заправочный штуцер, 7 — обтекатель моторамы (липа), 8 — баллончик-бак штатный, 9—хомут крепления баллончика (жесть), 10— пилон (фанера толщиной 1,5...2,5 мм), 11 — навесной закрылок пилона (листовой пластик; за счет отклонения закрылка можно в большой степени компенсировать влияние реактивного момента двигателя на режимах запуска и заезда). I вариант размещения передней пары колес по образцу спортивных моделей, II — вариант размещения крыловидной стойки задних колес при укороченном корпусе модели (материал передней и задней стоек аналогичен пилону, либо используется тонкий листовой пластик при повышенных требованиях к амортизации подвески на неровных дорожках).

Модели автомобилей