КОРДОВАЯ ГОНОЧНАЯ МОДЕЛЬ АВТОМОБИЛЯ С ДВС 2.5 см/куб

Спроектировать и изготовить гоночную модель автомобиля, которая удовлетворила бы всем требованиям спорта сегодняшнего дня,— ох, как непросто! Для этого спортсмену приходится одновременно быть и грамотным конструктором, и технологом, и специалистом в материаловедении, и станочником-универсалом.

Но, так или иначе, работа над любой новой микромашиной начинается с листа ватмана. На этом этапе можно скрупулезно проанализировать компоновку, исключить или нейтрализовать недостатки конструкции. Помочь спортсменам на наиболее ответственном этапе проектирования и призвана эта публикация. Воспользовавшись предлагаемыми чертежами, можно построить современную кордовую класса Е2 или же с помощью данных материалов попытаться создать свой вариант. Машина с успехом прошла ходовые испытания.

Передняя подвеска и задний мост показали надежность в работе, а остановочное приспособление выполняло свои функции безотказно. Гоночная модель автомобиля спроектирована под серийный отечественный микродвигатель ЦСТКАМ 2,5 КР-АС. Однако конструкция рамы позволяет устанавливать и другие советские и зарубежные моторы этого класса. Рама модели автомобиля изготавливается из дюралюминия методом фрезерования по предварительной разметке.

На раме с помощью сухариков навешивается корпус заднего моста, который выфрезерован из стали типа 40Х. На осях сухариков стоят радиальные шарикоподшипники 4X11. Передаточное отношение редуктора 1:1,8125. Шестерни изготовлены зацело с валами. Материал — сталь 12 ХНЗА (с цементацией и соответствующей термообработкой до твердости после закалки в пределах HRC 60... 62).

Вал-шестерня редуктора устанавливается на двух шарикоподшипниках 6X19, а вал-шестерня заднего моста — на подшипниках 6X15. Конструкции заднего и переднего амортизаторов модели автомобиля аналогичны друг другу: в стальном стакане располагается бронзовый поршень и пружина, а для смягчения возвратных ударов подвески на дне стакана проложена мягкая резина. Задние колеса диаметром 78 мм разборные. Фиксация их на ступицах — с помощью разрезных конусов.

В свою очередь, ступицы крепятся с помощью гаек М6. На резьбовой конец вала-шестерни редуктора навинчивается стальная полумуфта с пазом под штифт карданного вала. Расстояние между осями штифтов равно 20 мм, что вполне достаточно для компенсации несоосности, образующейся при работе амортизации подвески. В расточках полумуфт уложены кусочки поролона. Остановочное приспособление по схеме повторяет разработку Н. Тренева, приведенную в книге Гусева и Осипова «Пособие для автомоделистов».

Оно очень надежно в работе, причем испытывалось на нескольких моделях — случаев отказов не было. Топливный бак гоночной модели автомобиля спаян из белой жести. Имеет заправочную горловину с резьбовой пробкой, дренажную и питающую трубки. На раме бак крепится двумя винтами МЗ. Как и задние, передние колеса также разборной конструкции. В. диски запрессованы бронзовые втулки, которые фиксируются на оси с помощью стандартных пружинных колец.

Ось вращается в двух шарикоподшипниках 5X13. Рычаг передней подвески во время движения модели совершает колебания, поворачиваясь на зафиксированной в раме оси 04 мм. В рычаге подвески, отфрезерованном из Д16Т, также запрессована бронзовая втулка. Обтекатель кузова модели автомобиля выклеивается на болванке из стеклоткани на эпоксидной смоле ЭД-5. Крепление обтекателя гоночной модели автомобиля — в трех точках винтами МЗ. Двигатель оборудуется самодельной резонансной выхлопной трубой.

(Автор: В. БЫКОВ, г. Xабаровск)

Кордовая гоночная модель автомобиля с двигателем внутреннего сгорания рабочим объемом 2,5 см3

Кордовая гоночная модель автомобиля с двигателем внутреннего сгорания рабочим объемом 2,5 см/куб: 1 — винт крепления обтекателя, 2 — обтекатель, 3 — рычаг подвески передних колес, 4 — переднее колесо, 5 — шарикоподшипник, 6 — амортизатор подвески в сборе, 7 — топливный бак, 8 — остановочное приспособление, 9 — «антенна», 10 — микродвигатель ЦСТКАМ 2,5 КР-АС, 11 — маховик, 12 — двигательная полумуфта, 13 — карданный вал, 14 — резонансная выхлопная труба, 15 — корпус заднего моста, 16 — задний амортизатор подвески в сборе, 17 — кронштейн крепления выхлопной трубы, 18 — «шпора», 19 — заднее колесо, 20 — рама, 21 — ось качания рычага, 22 — ось передних колес, 23 — лапки бака, допускающие регулировку его положения по отношению к карбюратору двигателя, 24 — детали кордовой планки, 25 — полумуфта карданной передачи, 26 — вал-шестерня редуктора, 27 — вал-шестерня заднего моста, 28 — дистанционная втулка, 29 — распорная втулка, 30 — узел качания корпуса заднего моста.

Модели автомобилей