МОДЕЛЬ СПОРТИВНОГО ТРАСОВОГО АВТОМОБИЛЯ

С ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ

Модель спортивного автомобиля. Современная мода в трассовом автомоделизме и гонка за спортивным результатом привели к тому, что наиболее выигрышными прототипами для копирования стали считаться специализированные машины с широкими колесами небольшого диаметра и с отношением базы к колее, близким к единице.

Благодаря тому, что колеса спортивной модели автомобиля размещаются на них по углам условного квадрата (откуда и пошло название схемы), модели лучше ведут себя на трассах и позволяют эффективнее использовать сверхмощности перефорсированных электродвигателей. Мы предлагаем вниманию трассовиков именно такую копию, использующую в качестве прототипа спортивный автомобиль класса Кан Ам. Выигрышность выбора прототипа и в крайне малой высоте модели автомобиля, и в интересном дизайне кузова (решенном с учетом аэродинамики), и в возможности создания модели с одноэлементной, вытянутой из пленки оболочкой кузова.

Надо лишь еще раз напомнить, что при открытой кабине водителя согласно правилам на модели необходимо смонтировать фигурку водителя, включающую голову, плечи, руки и еще хотя бы сегмент руля. Несмотря на очень малую высоту кузова в зоне заднего моста и всей спортивной модели автомобиля в целом, в копию удалось вписать новую перспективную мотоустановку так, что, похоже, равной модели по снижению центра тяжести пока нет.

На пользу этому фактору идет и необычная «рама» спотривной модели автомобиля, выполненная из каленой дюралюминиевой трубки. При сечении последней диаметром 6.1 мм ее жесткость, мягко говоря, переизбыточна, и (при желании дополнительно снизить массу и так очень легкой детали) трубу можно проточить на станке до диаметра 5,2 мм. Проволочные элементы передней подвески монтируются в трубке с помощью предварительно заклеенной на смоле бобышки из твердой древесины, причем аналогичная пробка ставится и в зоне прохода подкосов мотоустановки.

От поперечных сдвижек ось передних колес предохраняют напаянные на нее микровтулки. Надо отметить, что после пайки места обработки кислотой должны быть самым тщательным образом вымыты, после чего швы дополнительно проливаются свежеразведенной эпоксидной смолой (с подогревом узла). Сечение проволочных деталей передней подвески выбирается в зависимости от степени нагруженности передних колес.

Подкосная схема обеспечивает достаточную жесткость фиксации их «по курсу», поэтому можно применять и сверхмягкую амортизацию (использовать проволоку малого диаметра). При вытянутом из пластиковой пленки кузове подобная схема модели способна обеспечить заметный выигрыш по массе, несмотря на значительный вес блока двигателя с передачей. Что касается этого важнейшего для трассовой модели автомобиля узла, то благодаря его надежности и оправданности компоновки не имеет смысла пытаться стыковать трубчатую раму новой модели с классическими вариантами мотоустановок, в которых двигатель и редуктор являются отдельными элементами.

В едином блоке не только значительно увеличена жесткость связи двигателя и передачи, но и снижены потери на вращение валов и шестерен. Возможно, при копировании автомобилей, конструкция которых позволяет резко снизить массу передней части модели, имеет смысл перенести мотоустановку (поставив ее аналогично, но перед задним мостом, а не за ним, как на предложенной трассовой).

(Автор: А. ДИМИТРОВ, руководитель кружка автомоделизма)

спортивная модель автомобиля

Трассовая автомодель с трубчатой рамой шасси и универсальным моноблоком мотоустановки: 1—пластиковая оболочка кузова, 2— ведущее колесо, 3— моноблочная мотоустановка (щиток коллекторного механизма условно не показан), 4—подкос мотоустановки, 5— узел стыковки мотоустановки и трубчатой рамы, 6—задняя бобышка, 7— труба рамы, 8— передняя бобышка, 9— проволочные элементы передней подвески, 10— фиксационная втулка, 11—узел токосъемника, 12— переднее колесо облегченного типа.

ОПИСАНИЕ АВТОМОБИЛЯ-ПРОТОТИПА

Западногерманский конструктор и дизайнер Михаэл Нойманн создал интересно решенный (по аэродинамике) спортивный автомобиль, спроектированный на базе шасси Ф2 Маурер ММ 81. Кроме демонстрации возможностей использовать последние достижения в конструкции кузова, необычность машине придает и применение двигателя Мазда с вращающимися поршнями, который не относится к сверхмощным в своем классе, но известен высокой надежностью. Кузов из пластика, армированного углеволокном, состоит из семи частей. Место одно, открытое, передние колеса закрыты кузовом полностью (точнее, до оси), как и задние. Задняя часть кузова характерной формы, способствующей эжектированию воздушного потока из-под идущей машины; ее дополняет антикрыло. Шасси типа «монокок», подвеска выполнена на основе треугольных рамных узлов: каждая верхняя часть опирается непосредственно на пружины амортизаторов, а задние элементы дополнены поперечным торсионом. Двигатель Мазда 13 Б — роторный, двухпоршневой, с механической системой впрыска топлива. Рабочий объем 1308 см5; максимальная мощность 320 п.с. при 8500 об/мин. Масса двигателя 108 кг, передача включает в себя пятиступенчатую коробку с управляемым дифференциалом. Легковой спортивный автомобиль, созданный М. Нойманном для соревнований по правилам Кан Ам. Размер масштабной сетки обеспечивает построение чертежей в масштабе 1:24. Длина автомобиля 4600 мм, ширина — 2000 мм, база — 2500 мм.

Модели автомобилей