КОРДОВЫЕ ГОНОЧНЫЕ АВТОМОДЕЛИ ПОЛУКОПИИ КЛАCСА ЭЛ-2
С ЭЛЕКТРОДВИГЕТЕЛЕМ

Первая, более простая в изготовлении автомодель позволяет ребятам составить общее представление о настоящих специализированных машинах, проектируемых исключительно для установления рекордов скорости. Кроме несложных, аэродинамический чистых форм, для таких автомобилей характерна увеличенная база между осями, что при копировании идет на пользу устойчивости движения модели по дощатому полу спортзала.

Работу начинайте с изготовления основания из фанеры толщиной 5—6 мм (подойдет и обыкновенная строительная). В передней части заготовки прорезается продолговатое окно, а сбоку в торце пластины сверлится отверстие 0 2 мм. В него с натягом вставляется отрезок вязальной стальной спицы, на этой оси в зоне окна основания навешиваются передние колеса. Как и задние ведущие, они выполняются из круглых канцелярских ластиков.

Заготовки передних колес обтачиваются в ручной или электрической дрели до диаметром 20, задних — до диаметром 30 мм. Надо отметить, что, кроме доступности, ластики хороши увеличенным сцеплением с дорожкой. В задней части основания прорезается поперечное окно, вплотную к нему сзади приклеивается бобышка из березы. К ней подгоняются фанерный сердечник обтекателя задней оси с приклеенной верхней бобышкой и электродвигатель по диаметру корпуса. Все детали стягиваются вместе жестяным хомутиком, проходящим через окно основания, винтом МЗ и гайкой.

Подобное крепление позволяет без затруднений снимать мотоустановку со всеми обтекателями. Замена штатной оси якоря моторчика на более длинную дает возможность посадить ведущие колеса без промежуточных переходников. Сердечник обтекателя дополняется клееными из листового материала (для этих целей может подойти тонкий пластик, допустимы паянные из жести варианты, неплохие результаты дает применение глянцевого полукартона или плотного ватмана) элементами, так же делаются и обтекатели колес.

Киль и детали носового антикрыла — из любого более жесткого листового материала. Все элементы корпуса можно закрепить на основании «намертво», если предусмотреть в задней части модели вырез для демонтажа мотоустановки. Перед общей сборкой закрепляют кордовую планку и отводят от нее провода к двигателю. Прозрачный колпак кабины вытачивают из целого куска оргстекла или выдавливают из листового прозрачного материала.

Монтаж «фонаря» — после окончания отделки всей модели. Лучшим клеем для бумажных деталей надо признать ПВА. Для надежности соединений полезно предусмотреть на швах отбортовки в виде загибаемых полосок шириной 2—3 мм или зубчиков на криволинейных стыках. При аккуратной работе с клеем зачистки швов не потребуется, и корпус можно будет сразу покрывать лаком и красками.

На пользу такой модели пойдут мелкие декоративные элементы: продольные «проштамповки» из тонких шлифованных реек, «заклепочные швы», наносимые точками густой черной краски, и различные «жалюзи-воздухозаборники», имитируемые узкими полосками целлулоида с последующей их покраской. Перед первыми испытаниями полезно проверить, прямолинейно ли движется микромашина без подвешенных корд-проводов. При необходимости корректируют положение всей мотоустановки. Автомодель должна идти совершенно свободно.

Малейшие заедания осей и биения колес недопустимы. Вторая полукопия представляет собою имитацию гоночного автомобиля. При внешней сложности «архитектуры» сделать такую лишь немногим труднее первой. Рассчитана она на моделистов, прошедших начальный этап обучения в кружке, абсолютным новичкам можно не справиться за смену не столько с ходовой частью, сколько с имитационной деталировкой.

Для ребят же, приобретших хотя бы небольшие а работы с инструментами, постройка подобной гоночной — настоящее удовольствие. По ходовой части эта микромашина — полный аналог описанной в «М-К» № 9 за 1985 год (гоночный вариант). Коренное отличие заключается в отказе от жестких колес-ластиков и переходе на копийные широкопрофильные «шины» из микропористой резины. В некоторых случаях с такой «обувью» модель окажется более быстроходной. Особо это относится к дорожкам с линолеумным покрытием.

При изготовлении декоративных элементов можно широко использовать бумагу, пенопласт марки ПХВ. Из последнего легко вырезать кузов, имитацию воздухозаборника карбюратора и боковых коробов кузова. Чтобы скрыть поры пенопласта после шлифовки, детали покрывают несколькими слоями ПВА или оклеивают тонкой бумагой на том же связующем. При желании можно придать микромашине истинно вид, изготовив хотя бы упрощенные имитации подвесок колес и настоящего двигателя.

Вопреки требованиям класса ЭЛ-2 для машин, строящихся в условиях пионерского лагеря, можно исключить установку устройств выключения двигателей. На деле эти механизмы бессмысленны, так как остановить модель проще за счет выключения источника питания центральной стойки. В заключение остается только порекомендовать проводить обсуждение качества изготовления и отделки микромашин не в узком кругу автомодельной секции, а с привлечением всех заинтересовавшихся этой работой.

А когда начнутся старты полукопий, завершающие лагерную смену, думаем, проблем со зрителями и болельщиками не будет. Еще раз советуем познакомиться с ранними публикациями по классу ЭЛ-2. Возможно, вас заинтересуют представленные там разработки некоторых узлов и целых микроавтомобилей с внешним питанием, пригодятся и рекомендации по изготовлению системы питания таких «электричек», и уточнения по требованиям правил к этому спортивному классу.

(Автор: П. ЮРЬЕВ, инженер, руководитель кружка)

Автомодель рекордного автомобиля

Автомодель рекордного автомобиля: 1 — переднее антикрыло, 2 — «шайба» антикрыла, 3 — корпус, 4 — проштамповки бортов, 5 — колпак, 6 — кордовая планка, 7 — обтекатель, 8 — обтекатель колеса, 9 — задняя ось, 10 — киль, 11 — микроэлектродвигатель МЭД-80, 12 — ведущее колесо, 13 — хомут крепления двигателя, 14 — сердечник обтекателя, 15 — бобышки, 16 — основание. Кордовая планка на виде А условно не показана.

Автомодель гоночного автомобиля

Автомодель гоночного автомобиля: 1 — переднее колесо, 2 — кузов, 3 — обтекатель зеркала заднего обзора, 4 — корпус радиаторов и баков, 5 — макет водителя, 6 — стоика, 7 — воздухозаборник карбюратора, 8 — ведущее колесо, 9 — «шайба» антикрыла, 10 — заднее антикрыло, 11 — кордовая планка, 12 — горловина бака, 13 — радиатор, 14 — переднее антикрыло. Кордовая планка на виде Б условно не показана.

Ходовая часть автомодель гоночного автомобиля

Ходовая часть автомодель гоночного автомобиля: 1 — распорная втулка, 2 — трубка-подшипник, 3 — ось, 4 — стойка, 5 — основание, 6 — кордовая планка, 7 — хомут крепления двигателя, 8 — микроэлектродвигатель ДП-10.

Конструкция колес модели гоночного автомобиля

Конструкция колес модели гоночного автомобиля. А — вариант с использованием микропористой резины: 1 — ось, 2 — шайба, 3 — колесо. Б — вариант с использованием пенопласта марки ПХВ: 1 — ось, 2 — отрезок резиновой трубки или многослойное покрытие резиновым клеем, 3 — колесо, 4 — имитация обода, 5 — обмотка оси медной проволокой (паять).


Технология изготовления бумажных элементов на примере корпуса (А) и обтекателя колеса (Б) модели рекордного автомобиля.

Технология изготовления бумажных элементов на примере корпуса (А) и обтекателя колеса (Б) модели рекордного автомобиля.

Модели автомобилей