ПРОСТЫЕ КОРДОВЫЕ АВТОМОДЕЛИ С ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ
КЛАССА ЭЛ-2

С 1983 года федерация автомодельного спорта СССР ввела класс ЭЛ-2. Б него входят простейшие кордовые модели автомобилей с электродвигателем, питаемым от внешнего источника тока. Новый класс сразу же привлек внимание юных спортсменов. Простота 'конструкции, доступность материалов и двигателей, возможность проведения соревнований в каждом спортивном зале, даже школьном, равные для всех условия — неоценимые достоинства, особенно с позиций развития массовости автомоделизма.

Ведь машинам этого класса неважно, какая погода за окнами, в селе или в городе находится кружок автомоделирования. Каковы же основные требования к моделям ЭЛ-2? Они несложны. Во-первых, и, наверное, это главное, разрешено использование только стандартных микроэлектромоторов, выпускаемых московским заводом детских игрушек или эстонским заводом «Норма» на напряжение 3,5 В. Во-вторых, модель должна быть похожа на настоящий автомобиль (спортивный, серийный) и тщательно отделана.

Неряшливый внешний вид может привести к тому, что судейская коллегия не допустит ее к соревнованиям. Больше ограничений, касающихся непосредственно микромашины, нет! За- то есть возможности поиска оптимальной конструкции и наилучшей ходовой схемы. Единственное, о чем еще упоминается в правилах относительно модели, — это обязательное наличие остановочного приспособления и требования к кордовой планке.

Расстояние от оси симметрии машины до отверстия в планке в пределах 130—140 мм, минимальный диаметр отверстия 3 мм. Планка должна нести два контакта диаметром 2 мм, похожих на окончание сердечника калильной свечи. С их помощью электродвигатель соединяется с токонесущими кордами. Замер скорости ведется с ход на базе в 4 круга при радиусе «дорожки» 3,5 м. Питание внешнее, должна быть обеспечена возможность регулирования напряжения на кордах в пределах 0—6 В и изменения полярности. Источником тока служит выпрямитель, имеющий на выходе до 12 В постоянного напряжения.

Итак, мы познакомились со всеми требованиями правил к новому классу. Давайте теперь посмотрим, какой должна стать модель ЭЛ-2. И прежде всего, выберем наилучшие размеры и массы. Чем меньше модель, тем лучше, — лишь бы свободно разместился двигатель. А вот быть ли ей легкой или тяжелой... На первый взгляд, микроавтомобили ЭЛ-2 похожи на трассовые, однако условия их движения совершенно различны. Нет требований к динамике разгонов и торможений, нет и требований к устойчивости на виражах — кордовые нити крепко держат модель во время заезда в одном положении.

Так что же, проектировать ее максимально тяжелой, как все кордовые? Это нерационально: отношение массы к мощности очень велико, и польза, полученная от отличного сцепления ведущих колес с «дорожкой», может оказаться значительно меньше потерь на увеличенное сопротивление вращению колес и осей в подшипниках. Поэтому можно рекомендовать такой путь проектирования: создание максимально легкой машины с возможностью ее загрузки балластом. Так удастся увязать качество и диаметр «покрышек» с мощностью двигателя и состоянием пола спортзала. Теперь о конкретных элементах конструкции.

Шасси автомодели лучше однотипное для всех вариантов. Допустимо, конечно, использование несущих кузовов и стержневых рам, но они гораздо сложнее. Фанерная же пластина толщиной 1,5—2 мм позволит выполнить шасси за считанные часы. Кузов может быть изготовлен из самых разнообразных материалов. Картон и ватман жесть и листовой целлулоид или оргстекло, папье-маше и тонкая фанера или «долбленка» из липы — выбор зависит от вашего вкуса, возможностей и формы «прототипа».

Однако если вы еще не остановились ни на одном из вариантов, советуем попробовать пенопластовый. Этому материалу проще всего придать нужную форму с помощью ножа и наждачной бумаги, выдалбливать углубления в нем несравненно легче, чем в древесине. А отделка поверхности наложением тонкой, предварительно раскроенной бумаги и алюминиевой фольги быстро даст нужный эффект. Останется немного подшпаклевать некоторые места и окрасить готовый кузов. Если вы использовали пенопласт марки ПС (его моделисты называют белым), не применяйте нитро-шпаклевки, нитролаки и эмали.

Они не воздействуют лишь на пенопласты марки ПХВ (желтые). Полностью же законченный вид кузову придадут мелкие элементы — фары, ручки, молдинги, накладные имитаторы лючков и бамперов и другие. Теперь о самом важном — о ходовой части. Начнем с колес. Конечно, нетрудно найти готовые, от сломанных игрушек. Некоторые выглядят совсем «как настоящие», имеют резиновые рифленые шины, надежно сцепляются с полом.

Но не исключено, что эти детали придется делать самим, особенно если в качестве прототипа выбран исторический автомобиль или современный рекордный с ножевидными колесами. Здесь могут помочь... Пустышки, самые обыкновенные соски-пустышки! Их пластмассовые круглые шайбы легко превратить в любые колеса. Работа несложная. Надо вырезать с помощью обломка бритвенного лезвия, зажатого в рейсфедере циркуля, «покрышки» из листовой плотной или микропористой резины и зажать их между парами шайб.

Во время сборки все стыки промазываются клеем БФ-2 или «Уникумом». После обжатия резины центральная медная трубка раскернивается с обеих сторон, надежно удерживая через прокладки весь комплект. На рисунках показаны различные варианты навески колес и осей в подшипниках шасси. Используйте тот, который покажется вам лучшим. Главная задача — обеспечить легчайшее вращение элементов.

На собранной модели обязательно проверяется, не клинятся ли вращающиеся детали при их смещении в сторону, что возможно во время заезда. Передача от двигателя к ведущей оси, если, конечно, колеса не посажены прямо на вал моторчика, также должна иметь минимальные потери. В большинстве случаев лучше оставить небольшое проскальзывание в передаче, чем затормозить оси большой боковой нагрузкой от натяжения пассика или от прижима фрикционного ролика.

Чтобы уменьшить воздействие неровностей настила пола, имеет смысл поработать и над мягкой подвеской. Одно из решений — фигурный кронштейн передней оси с пластинчатыми усами-рессорами. Остановочное приспособление монтируется в кузове, ус автомата выходит вверх (вбок запрещено правилами). В качестве автомата используется тумблер с ослабленной пружиной, разрывающий цепь питания двигателя, или Самодельный микрорубильник.

Автомодель класса ЭЛ-2 с микродвигателем МЭД-80 и фрикционной передачей к ведущей оси. Полукопия старинного гоночного автомобиля.

Автомодель класса ЭЛ-2 с микродвигателем МЭД-80 и фрикционной передачей к ведущей оси. Полукопия старинного гоночного автомобиля.

Автомодель класса ЭЛ-2 с микродвигателем МПД и ременной передачей к ведущей оси. Подшипники ведущей оси — медные трубки, заклеенные в деревянных кронштейнах, передняя ось подрессоренная. Полукопия спортивного автомобиля.

Автомодель класса ЭЛ-2 с микродвигателем МПД и ременной передачей к ведущей оси. Подшипники ведущей оси — медные трубки, заклеенные в деревянных кронштейнах, передняя ось подрессоренная. Полукопия спортивного автомобиля.

Автомодель   класса   ЭЛ-2   с   микродвигателем      МДП   с   прямой передачей. Полукопия гоночного автомобиля.

Автомодель класса ЭЛ-2 с микродвигателем МДП с прямой передачей. Полукопия гоночного автомобиля.

Самодельное
остановочное
приспособление

Самодельное остановочное приспособление: 1 — ус, 2 — рубильник (латунь). 3 — зажим (бронза). 4. 6 — винты М2,5. 5 — корпус в сборе (дерево или пластик).

Центральная стойка

Центральная стойка (крепится на массивном основании): 1 — провода к выпрямителю, 2 — корпус (текстолит). 3 — токосъемное кольцо (медь), 4 — токосъемная щетка (латунная проволока, паять в хомуте). 5 — хомут (латунь). 6 — поворотная планка (текстолит), 7 — шарикоподшипник 10V22. Корда — провод марки ПЭЛ диаметром 0.5 мм.

Схема фрикционной передачи от двигателя к ведущей оси

Схема фрикционной передачи от двигателя к ведущей оси: 1— пластина шасси, 2— двигатель, 3— фрикционный ролик. 4 — «покрышка», 5 — ведущая ось. 6— кронштейн. Прижим ролика к «покрышке» осуществляется за счет веса модели, возможно изменение передаточного отношения подбором диаметра фрикционного ролика.

Конструкция самодельного колеса

Конструкция самодельного колеса: 1 — прокладка, 2 — диск (пластмассовая шайба от пустышки), 3 — резиновая «шина». 4 — ступица, 5 — пистон-подшипник. А — ножевидное колесо, В — копесо-дутик с увеличенным сцеплением с дорожкой.

Модели автомобилей