ТРАССОВАЯ МОДЕЛЬ-КОПИЯ АВТОМОБИЛЯ «МАЗДА DG3»

Несмотря на насыщение рынка радиоуправляемыми модели автомобиля и их упрощенными и сравнительно дешевыми подобиями — радиоуправляемыми автоигрушками, трассовые автомодели все также привлекают внимание любителей спортивного автомоделизма.

Надо сказать, что модельный рынок предлагает немало интересного и для трассовиков: здесь и малогабаритные двигатели с самарий-кобальтовыми магнитами, развивающие мощность до 100 Вт, и окрашенные изнутри цельноштампованные оболочки-корпуса из лексановой пленки, и даже готовые шасси самых различных конструкций. Однако желание сделать полностью самодельную конструкцию поистине неистребимо.

Тем более что к числу достоинств таких моделей автомобилей можно отнести их сравнительную простоту, быстроту изготовления, причем с применением самого незамысловатого оборудования — буквально «на коленке». Главная проблема при разработке трассовой модели — это создание надежной, мощной и легкой силовой установки. Сейчас в продаже есть немало моторов, в том числе мощных высокооборотных «мабучи» и «миура», однако ориентировать мод ел истов-трассовиков на эти элитные электродвигатели было бы неправильным.

Ведь трассовый моделизм — увлечение массовое, доступное моделистам средней руки и достатка. Для них-то и подойдут дешевые отечественные ДК-5-19. Надо сказать, что аккуратно выполненная модель с таким мотором ненамного отстает на трассе от моделей со сверхмощными «японцами».

Характерная особенность трассовой копии автомобиля Мазды — это ее пространственный каркас из фольгированного стеклотекстолита толщиной около 0,8 мм — легкого, прочного и технологичного материала. Создан он по методике, разработанной московским автомоделистом-трассовиком И.Николай-чуком. Немаловажное достоинство фольгированного стеклотекстолита — возможность стыковки вырезанных из него панелей с помощью пайки.

При соединении деталей из такого материала рекомендуется наплавлять небольшое количество припоя. Если же требуется создать шов потолще, имеет смысл воспользоваться «наполнителем» из медной проволоки. Жестяные детали следует делать с небольшими отбортовками и с достаточной под паяный шов площадью — это необходимо для того, чтобы при нагрузке фольга не отрывалась от стеклотекстолита.

Пайку желательно вести быстро и аккуратно, в противном случае может перегреться стеклотекстолит и уменьшиться прочность склейки фольги с основой. Работа над моделью начинается с вычерчивания и выпиливания лобзиком заготовок пространственного каркаса. После подгонки деталей с помощью пайки соединяются продольные балки и передняя площадка, а затем к полученному узлу припаивается крышка каркаса.

Таким же образом боковины каркаса соединяются с уголками, а уголки — с гайками. На основании каркаса размечаются и сверлятся монтажные отверстия и в них устанавливаются боковины. Затем следует накрыть их сверху узлом из балок и крышки и прихватить в нескольких местах припоем.

После этого основание снимается, и стыки между деталями окончательно пропаиваются по всей длине. Передний мост трассовой модели — простейшей конструкции. Полуоси выполнены из небольших гвоздей подходящего диаметра (около 2 мм) с доработанными (скругленными и шлифованными) шляпками. От осевого перемещения колесо фиксируется шайбой, припаянной к оси.

Чтобы обеспечить зазор между шайбой и ступицей колеса, при монтаже закладывается шайба из чертежной бумаги. После фиксирования колеса на оси эта шайба извлекается. Таким образом, осевые зазоры у правого и левого колес становятся одинаковыми. Готовые узлы (полуоси с колесами) припаиваются к распорной площадке, а та, в свою очередь, с помощью пайки монтируется между продольными балками.

К площадке также крепится и направляющий узел с щетками-токосъемниками. Сборка заднего моста начинается с установки оси из проволоки диаметром 2 мм с резьбой М2 на обоих концах в подшипники; одновременно на ось надевается втулка с тарельчатой шестерней.

Диски колес до упора навинчиваются на ось. Фиксация колес — напаянными на концы оси колечками из стальной проволоки. Двигатель монтируется на пространственном каркасе с помощью пайки и пары жестяных кронштейнов. Если операция эта проделывается быстро и аккуратно, то никакого ущерба электродвигателю не будет. После закрепления двигателя на оси окончательно фиксируется втулка с тарельчатым зубчатым колесом — тоже пайкой.

Главное при этом — обеспечить оптимальный зазор между шестерней и зубчатым колесом. Оболочку корпуса проще всего выклеить из папье-маше по пластилиновой болванке. Вместо бумаги и клея лучше воспользоваться эпоксидной смолой и любой тонкой тканью. Если предполагается создание серии однотипных корпусов, имеет смысл сделать мастер-модель из липы или пенопласта и, тщательно отшлифовав ее, выклеить на ней матрицу из стеклоткани и уже в матрице изготовить оболочки корпусов.

Выполненный таким образом корпус будет иметь идеально гладкую поверхность. Если перед выклейкой матрицу изнутри покрыть смолой, тонированной сухим пигментом или автоэмалью, то окраска корпуса существенно упростится. Несколько слов о прототипе. Автомобиль этот, носящий название Kudzu Mazda DG3, относится к спортивному классу WSC (World Sports Car), предусматривающему следующие ограничения: ширина — до 2000 мм, длина — до 4500 мм, минимальная высота— 1020 мм. Непременное требование: сиденье гонщика не должно располагаться на оси симметрии автомобиля.

Автомобиль был впервые представлен европейской публике на гонках во французском городе Ле-Мане в 1995 году. Годом раньше «американская» версия машины стартовала на гонках в Индианаполисе (США). У «Мазды» — роторный двигатель Mazda-Wankel рабочим объемом 1,962 л, оснащенный пятиступенчатой коробкой передач типа March 88T.

(Автор: И.СОРОКИН )

Оющий вид модели автомобиля Мазда

Трассовая модель-копия автомобиля Kudzu Mazda DG3

Трассовая модель-копия автомобиля Kudzu Mazda DG3: 1 — площадка передняя (фольгированный стеклотекстолит s0,8); 2 — крышка каркаса (фольгированный стеклотекстолит s0,8); 3 — щетки токосъемника (оплетка бронированного кабеля); 4 — поводок (фторопласт); 5 — бандаж (медная проволока диаметром 0.5); 6 — шайба; 7 — площадка распорная (фольгированный стеклотекстолит sl,0); 8 — шайба-прокладка; 9 — болт М2,5; 10— гайка М2,5; 11 —балка продольная (фольгированный стеклотекстолит s 1,0); 12 — гайка М2; 13 — болт М2; 14 — уголок (жесть s0,3); 15 — боковина (фольгированный стеклотекстолит s1,0); 16 — фиксатор (жесть s0,3); 17—электродвигатель ДК-5-19; 18 — шестерня; 19 - стойка подшипника (жесть s0,3); 20 — шина переднего колеса (микропористая резина); 21 — ступица переднего колеса (дюралюминий); 22 — полуось переднего колеса (стальной гвоздь диаметром 2); 23 — шайба упорная; 24 — основание каркаса (фольгированный стеклотекстолит sl,0); 25 — ступица заднего колеса (дюралюминий); 26 — шина заднего колеса (микропористая резина); 27 — кольцо (стальная проволока диаметром 1); 28 — втулка (дюралюминий); 29 — шайба; 30— подшипник (латунь); 31 —колесо зубчатое; 32— втулка зубчатого колеса; 33 — ось задняя (стальная проволока ОВС диаметром 2).

Модели автомобилей