МОДЕЛЬ АВТОМОБИЛЯ "ФОРД СЬЕРРА XR 4i"
С ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ

На этой модели автомобиля Форд мотоустановка базируется на постоянных магнитах от старых дверных защелок и якоре (доработанном) от микродвигателя марки ДП-1-26. Сразу же надо отметить, что упомянутые магниты должны пройти отбор.

Дело в том, что даже «керамические» образцы, используемые в защелках ранних типов (сейчас, к сожалению, ставят слабые металлические) имеют различную степень намагниченности. После выбора наиболее сильных из них магниты обрезаются по длине до 17,5 мм. Суммарная масса обеих деталей для одного мотора будет равна примерно 11г.

Кстати, тем, кто имеет возможность чисто обработать столь твердый материал по плоскостям, можно рекомендовать уменьшить и сечение магнитов с изначальных 5,5Х 11 мм до 3,5X8 мм. Эта операция снизит и массу двигателя, и его габаритные размеры в еще большей степени. Якорь по наружному диаметру получается небольшим — всего 9,6 мм.

При пятиполюсной схеме это улучшает динамические характеристики всей мотоустановки, что очень важно для трассовой модели автомобиля Форд, практически никогда не идущей в постоянном режиме. Площадь каждого из пяти пазов якоря имеет площадь 3,8 мм2 (после распиливания пазов, не нарушающего изоляционное покрытие внутренних поверхностей каналов), что дает возможность разместить до 50 витков провода диаметром 0,35 мм при плотной укладке.

В связи с протяженностью пазов и высокими оборотами двигателя полезно после наложения обмоток щели пазов закрыть тонкими стеклопластиковыми пластинками. Для уменьшения длины неподкрепленной части вала мотора коллектор выполнен выносным, консольным. Кроме всего прочего, такое решение упрощает обслуживание этого узла и улучшает его охлаждение при работе.

Провода от обмоток якоря к ламелям коллектора проходят под шарикоподшипником в пазах текстолитовой изоляционной втулки. Небезынтересен и механизм прижима щеток. Предлагаемый вариант не только проще в исполнении и надежен в эксплуатации, но и, в отличие от классических схем, обеспечивает гарантированно одинаковый прижим обеих сторон к коллектору. Изолированными могут быть либо пластины щеткодержателей, либо смонтированные на них фторопластовые «пеналы» щеток (на рисунках не показаны).

Фигурные стенки мотора, одновременно служащие и подшипниковыми щитами, фрезеруются из магниевого сплава. Сборка всего двигателя при подготовленном якоре начинается с магнитной системы. Постоянные магниты и магнитоводы с применением фальшякоря диаметром 9,8 мм склеиваются на БФ-2 после притирки соприкасающихся поверхностей. Дождавшись полного высыхания клея, канал под якорь растачивают начисто до размера 9,9 мм, после чего приступают к монтажу стенок. В основном новая мотоустановка достаточна, проста и не должна вызвать вопросы по ее изготовлению.

В заключение хотелось бы еще раз отметить ее важное достоинство — исключительную жесткость узла шестерен, что в результате дает не только значительное увеличение ресурса всей установки, но и резко повышает коэффициент полезного действия передачи (насколько это важно, вы поймете, если вспомните, с какими оборотами вращаются элементы привода). Кроме уже известной копии спортивного автомобиля, чертежи которой были приведены в «М-К» № 4 за 1991 год, новая мотоустановка была испытана и на копии машины «Сьерра».

Выбор прототипа может на первый взгляд показаться необычным, однако в этом автомобиле оказалось привлекательным соотношение ко- леи к базе колес (оно находится в приемлемых границах). Важен и относительно малый размер самих колес. Высокий кузов, вытянутый из пленки в модельном исполнении, практически не влияет на положение центра тяжести модели по высоте. А рекордно низкая мотоустановка вообще приводит к несравнимым с другими моделями результатам центровки.

(Автор: В. КИБЕНКО)

модель автомобиля форд

Легковой автомобиль «Сьерра» XR 4i фирмы «Форд».

Спортивная модификация автомобиля.

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ АВТОМОБИЛЯ «ФОРД-СЬЕРРА» XR 4i Кузов трехдверный. Двигатель — шестицилиндровый, максимальной мощностью 111 кВт при 5700 об/мин. Коробка передач пятиступенчатая. Размеры автомобиля: длина 4459 мм, ширина 1728, высота 1408, колея спереди (сзади) — 1452 (1468) мм. Масса заправленной машины 1205 кг, максимальная скорость 210 км/ч. Чертежи и описание автомобиля подготовлены по материалам журнала

Привязка мотоблока ведущих колес с трубчатой рамой к трассовой автомодели: 1 — пленочный кузов, 2— ведущее колесо блока, 3— мотоблок, 4— раскос рамы или пластинчатая косынка, 5— муфта крепления трубы к мотоблоку, 6— труба рамы с деревянной пробкой. Мотоблок нового типа: 1— резина колес, 2— ступица (магний), 3— ось, (сталь диаметром 2,5 мм), 4— ведомая шестерня (капрон), 5— ось двигателя (сталь диаметром 2 мм), 6— ведущая шестерня (сталь), 7— шарикоподшипник 2,5X7, 8— правая стенка (магний), 9— якорь (набор длиной 15 мм от двигателя ДП-1-26). 10— постоянный магнит от защелки, 11— основание щеткодержателя, 12— левая стенка (магний, отверстия под заклепки крепления оснований щеткодержателей сверлить по месту), 13— пластина щеткодержателя, 14— шарикоподшипник 4 Х 9, 15— втулка для провода (текстолит), 16— коллектор в сборе, 17— стягивающая пружина, 18— подшипник скольжения (фторопласт), 19— дистанционные шайбы, 20— трубка моста (дюралюминий), 21— пластины магнитопровода (отожженное железо), 22— проволочная чека фиксации трубки моста. Размеры «а» и «б» уточнить в зависимости от параметров передаточных шестерен.

Модели автомобилей